Упражнения для развития техники чтения
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому- либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, я поступила следующим образом. Составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование навыков чтения, известных из литературы, собственного опыта и опыта других учителей (банк заданий). Все виды работ разделила на три группы (хотя деление довольно условное): задания, направленные на отработку техники, выразительности и осмысленности чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух.
2.Чтение про себя.
3.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7.Динамическое чтение. На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
8.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
9. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики читают тот же самый текст.
10. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
11. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
12. «Прыжки». Чтение через слово.
13. «Голова и хвост». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро его находят и дочитывают все вместе.
14. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в предложении.
15. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
16.Круговое чтение. Небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз.
17. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе рассыпаны тексты. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.
18. «Фотоглаз»:
а) на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова;
б) учитель показывает кадр диафильма, ученики должны воспроизвести подпись к кадру.
19. «Угадай»:
а) антиципация слов, предложений, пословиц;
б) чтение текста через решетку.